Онлайн курс или клуб по подписке. Что выбрать?

Друзья, привет.

Сегодня я бы хотел поговорить о том, что же выбрать — создавать онлайн курс или клуб по подписке.

Многие из вас являются экспертами, помогающими специалистами и практиками. И если вы даете какую-то ценность,  хотите поддержать других или поделиться своими интересами, то сейчас это сделать легко, как никогда. У вас есть возможность получить доступ к мировой аудитории, которая будет вам платить за то, что вы делитесь с ними своим временем, экспертизой, навыками и опытом.

Сегодня две самые лучшие модели для этого — это онлайн курсы и платные  клубы по подписке. Тем не менее, часто эти два термина путают между собой.

В этой статье я хотел бы разобраться, в чем разница между курсами и моделью по подписке. Надеюсь, к концу статьи вы сможете определиться, какой формат подходит именно для вас.

Клуб по подписке vs онлайн-курс.

Как правило, клуб отличает ежемесячный платный доступ к контенту. В клубе регулярно появляется новый контент, вы получаете доступ к сообществу и в клубе нет конечной точки — клубы развиваются бесконечно долго.

Контент внутри клуба по подписке может быть в совершенно  разных формах. Обычно  клуб посвящен какой-то теме, которая раскрывается с течением времени. Например, у нас в клубе «My Membership Club» контент существует в разных форматах: курсы, статьи,  подкасты, живые встречи, мастер-классы и тд.

Читайте статью «12 типов контента для вашего клуба»

И, на самом деле, информации и тем для клубов по подписке так много, что я могу создавать ее годами и постоянно развивать это направление. Кроме того, клубы по подписке бывают открытыми круглый год. Вы можете присоединиться к такому клубу в любое время  и двигаться в удобном для вас ритме.

Но, в то же время, существуют клубы по подписке, которые работают в закрытом формате и вступить в них можно только в определенный период.

Давайте сравним клубы по подписке и онлайн курсы и разберем все сильные и слабые стороны этих бизнес моделей.

 Плюсы клуба по подписке:

1.     Как правило, клуб это не обязательно законченный продукт. По своей сути, это продукт, который постоянно развивается и эволюционирует, его проще изменять и улучшать с течением времени.

2.     Клуб по подписке дает вам постоянный рекуррентный (повторяющийся из месяца в месяц), а не разовый доход. Оборотной стороной этого является то, что нужно заботиться об удержании клиентов и сдерживать их отток. Это, в любом случае, будет происходить и эту цифру нужно минимизировать.

3.     Как правило, стоимость клуба по подписке ниже стоимости онлайн курсов, а значит, большее количество людей могут позволить себе эту покупку. Тем не менее, ваши подписчики  в итоге могут потратить столько же, сколько бы они заплатили за какой-то дорогой флагманский продукт, просто совершают оплату как бы в рассрочку, и каждый человек может сам контролировать, сколько ему платить.

4.     В то время, как курс сфокусирован на контенте, это правило не всегда действует для клубов по подписке. На самом деле, очень часто в клубах по подписке может совсем не быть контента или он может быть  не главным. Основная ценность может содержаться совершенно в другом.

Минусы:

1.   Клуб по подписке — это всегда больше инвестиций, чем вложения в создание курса. Это долгосрочная бизнес модель и, запуская клуб по подписке, вы не можете бросить это через несколько месяцев, потому что у вас прошел запал. Поэтому нужно как следует все взвесить,  прежде  чем запускать клуб по подписке.

2.   Следующий минус состоит в том, что вы можете не так быстро выйти на запланированный доход, чем при продаже дорогого курса. Ведь, если цена вашего клуба в несколько раз дешевле цены курса, увидеть желаемые показатели вы сможете в чуть более поздние сроки.

3.    Вам нужно убедиться в том, что вы привлекаете новых подписчиков на постоянной основе. Безусловно, при продаже курсов вам тоже нужно думать о том, как их запускать, продавать и т.д. Но в клубах по подписке это тоже очень важный момент, потому как вы должны постоянно привлекать свежую кровь в ваш клуб.

4.     Ну и еще один минус заключается в том, что с технической стороны запустить клуб по подписке немного сложнее, чем создать курс.

Давайте теперь разберемся с онлайн курсом.

Итак, типичный онлайн курс включает в себя одну единоразовую оплату (или 2-3 платежа в рассрочку), открывающую доступ ко всему контенту. И доступ этот, как правило, долгосрочный или вообще пожизненный.

Внутри курса вы найдете четкую структуру, разделение на модули и пошаговые уроки.  Контент внутри курса может выдаваться поэтапно или может быть доступен сразу.

В курсе может быть  групповая или  личная поддержка со стороны кураторов. Обычно,  онлайн курс имеет четкую дату старта, хотя, также существуют курсы в формате автоматического прохождения,  куда студенты могут присоединиться в любой момент.

Как правило, контент внутри курса имеет четкие границы — начальную и конечную точки. Например, если вы проходите курс по созданию рекламной кампании в Фейсбуке, то, следуя четким пошаговым урокам, вы получите в результате настроенную рекламную кампанию.

Тем не менее,  и онлайн курсы, и клубы по подписке основаны на том, что вы даете платный доступ к определенному эксклюзивному контенту и экспертизе.

Основная разница между этими двумя моделями заключается в природе самого контента и в том, как доступ  к этому контенту контролируется. 

Как я уже говорил, курс конечен и обычно на изучение нескольких модулей отводится  от одного до нескольких месяцев, в то время как в клубе по подписке все время что-то происходит.

Еще одно отличие в том, что при отмене подписки в клуб вы теряете доступ к контенту. Покупая курс, вы получаете долгосрочный или бессрочный доступ к контенту.

И, если клуб по подписке гарантирует вам регулярный  ежемесячный доход, то при продаже курса это единоразовое поступление, которое нужно заново генерировать. Тем не менее, мы видим очень много пересечений между онлайн курсами и клубами по подписке.

Плюсы и минусы онлайн курса.

Плюсы:

1.     Курс — это конкретный и понятный продукт, который очень легко продавать. Как правило, клиенту понятно, за что он платит и с точки зрения маркетинга это сделать проще, чем продвигать клуб по подписке.

2.     Обычно, проще создавать и продавать отдельные онлайн курсы на разные темы, в то время, как в клубе по подписке есть ожидания, что там будет собран весь контент и поддерживать несколько информационных продуктов в этом случае будет сложнее.

3.     Курсы, как правило, продаются по более высокой цене и, следовательно, вы сразу получаете от запуска хороший доход.

4.     Поскольку в онлайн курсе нет рекуррентного дохода, вам не нужно думать об удержании ваших клиентов.

5.     После того, как ваш курс готов, ваша работа фактически заканчивается и можно поручить весь последующий процесс своей команде. В то время, как работа с клубом начинается только после продажи.

Минусы:

1.     Поскольку курс — это законченный продукт, вам нужно вложить достаточно ресурсов, чтобы его подготовить, упаковать и продать.

2.     Пункт второй вытекает из предыдущего. Вы берете на себя достаточно большой риск, потому что за созданием курса стоит много работы и вам нужно создать его до того, как вы будете его продавать.

3.     Минус в том, что успех вашего бизнеса сильно зависит от запуска и  один неудачный запуск может отбросить вас назад.

4.     Последний минус состоит в том, что сложно  развивать тему  вашего курса,  поскольку вы создали законченный продукт. И чтобы сделать какие-то апдейты или актуализировать информацию,  вам нужно записывать новый курс, поэтому поддерживать материал внутри курса очень сложно.

Решаем, что же создавать:

На самом деле, чаще всего очевидно, для какого продукта создавать клуб или курс, но, тем не менее, если вы не уверены, какая модель подходит для вас, задайте себе следующие вопросы:

1.     Прослеживается ли в вашей теме путь от А до Я, который приведет к определенному результату?

Если вы обучаете или работаете в  какой-то специфической теме, которая разделена на определенное количество шагов, особенно, если это что-то, чему люди хотят научиться быстро, то лучший выбор — это онлайн курс.

2.     Достаточно ли глубока ваша тема, чтобы создавать контент постоянно?

Существует очень хороший способ, как это проверить: напишите список возможных тем, на которые вы можете разговаривать с вашей аудиторией. Подумайте,  достаточно ли этих тем, чтобы выдавать контент на протяжении года каждый месяц и не повторяться.

3.     Можете ли вы вкладываться на постоянной основе в клуб по подписке?

Так как это долгосрочная бизнес модель, вы должны быть уверены в том, что у вас достаточно сил, желания и ресурса для того, чтобы работать с клубом по подписке на долгосрочной основе. Убедитесь, что это не расходится с вашими планами на жизнь. В то время, как курс может быть создан и продаваться,  не требуя постоянного вмешательства с вашей стороны.

4.     Хотите ли вы управлять своим онлайн сообществом или комьюнити? 

Сообщество — это очень важный  элемент успеха клуба по подписке, в то время, как онлайн курс не предполагает создания сообщества. Поэтому  создание клуба по подписке предполагает также создание устойчивого и вовлекающего комьюнити  и этот компонент очень сильно влияет на удержание. В то же время, он требует внимания и ресурса, чтобы им управлять и моделировать его.

На самом деле, в заключение хотелось бы сказать, что нет какого-то единого решения, что создавать: клуб или онлайн курс. Нужно смотреть в первую очередь на то, как можно максимально  эффективно довести аудиторию до результата и что будет максимально комфортно для вас.

Спасибо, что читали эту статью.

Читайте далее: «Закрытая группа в Фейсбук или форум? «